09.07.2013 г. 2403
В отдельных случаях конструкции, к которым предъявляются особые технические требования, возможно изготовить только из стеклопластика. Подобная продукция находит особо широкое применение в машинах и агрегатах, которые предназначены для функционирования в по-настоящему экстремальных условиях – например, в авиации и технике для освоения космоса, судостроении и оборудовании, работающем в газодобывающей и нефтехимической сферах промышленности.
Ни для кого не секрет, что огромное количество водопроводных, канализационных труб, подземных коммуникаций по всему миру нуждается в обязательной реконструкции. Данная проблема имеет глобальный характер. В большинстве случаев причина появления «неприятностей», приводящих к необходимости ремонта трубопроводов, заключается в коррозионном воздействии.
Внутренняя поверхность выполненных из бетона канализационных коллекторов, будучи незащищенной, довольно быстро приходит в плохое состояние вследствие влияния серной кислоты, которая неизменно образуется при окислении сероводорода. Разрушение внешних поверхностей трубопроводов, выполненных из металла, зачастую происходит из-за блуждающих токов и воздействия нестабильных грунтов.
Уровень влияния и темпы развития названных разрушительных процессов могут быть значительно снижены либо даже полностью ликвидированы за счет правильного подхода к выбору материалов, проявляющих устойчивость к коррозии. Здесь-то и выступают на первое место трубы из стеклопластика. Не поддаваясь разрушению электролитической и гальванической коррозией, стеклопластиковые трубы являются оптимальным решением для внедрения в системы водоснабжения. Ну а благодаря сопротивлению кислотной среде стоков санитарной канализации становится возможным их применение в системах сточных вод.
За последние десятилетия трубы из стеклопластика получили распространение в канализационных сетях, расположенных в странах Среднего Востока – регионе, который «славится» самыми агрессивными на планете стоками. Высокие удельные показатели жесткости и прочности труб, при изготовлении которых используется стекловолокно, вкупе с относительно малым весом и массой других положительных качеств делают данную продукцию привлекательной для сооружения трубопроводов, выполняющих самые разные функции.
Замена металлических труб стеклопластиковыми способствует повышению срока эксплуатации коммуникаций в пять-восемь раз, уменьшению массы конструкции в четыре-восемь раз, исключает необходимость в использовании специальных противокоррозионных средств и проведении сварочных работ в процессе монтажа. В то же время, «на повестке дня» по-прежнему остается вопрос, заключающийся в возможности эксплуатации труб из стеклопластика при высоких температурах среды (порядка +120 градусов).
Благодаря тому, что такие конструкции абсолютно не подвержены зарастанию и воздействию коррозии, отпадает необходимость в осуществлении ряда защитных мероприятий. Низкая теплопроводность стеклопластиковых труб делает возможным уменьшение расхода теплоизоляционных материалов. За счет отсутствия влагопоглощения можно полностью отказаться от использования гидроизолирующих материалов. Атмосферостойкость стеклопластиковых труб оказывает содействие увеличению срока их эксплуатации в самых разных погодных условиях. Кроме того, стеклопластиковые трубопроводы характеризуются минимальными сроками монтажа и малыми затратами на проведение восстановительных работ, что обусловлено конструктивными особенностями как самих труб, так и соединительных элементов. При этом при проведении работ по ремонту и восстановлению коммуникаций нет нужды в привлечении специальных машин, оборудования.
Стеклопластиковые трубы подразделяются по диаметру, номинальному давлению и жесткости. Последняя определяется способностью трубы оказывать сопротивление отрицательным внутренним давлениям, а также нагрузкам, оказываемым грунтом и возникающим в результате движения по дороге автомобильного транспорта. Разумеется, чем больше толщина стенки трубы, тем выше будет ее жесткость и способность оказывать сопротивление нагрузкам. Трубы из стеклопластика классифицируются по номинальному показателю давления (PN). Под этой характеристикой понимается безопасное давление воды, измеряемое в мегапаскалях при температуре +20 градусов, в течение определенного нормами срока эксплуатации (как правило, пятьдесят лет).
Современная технология изготовления стеклопластиковых труб позволяет производить продукцию, имеющую дополнительный внутренний слой, отличающийся высокой стойкостью к влиянию различных транспортируемых сред.
В нашей стране трубы и комплектующие из стеклопластика в зависимости от содержания твердых составляющих, температуры, химического состава транспортируемых жидкостей производят с разными защитными внутренними покрытиями, которые подразделяются на следующие типы:
- «а» - покрытие, предназначенное для транспортирования жидкостей, в которых присутствуют те или иные абразивные компоненты;
- «г» – тип покрытия для горячей воды, используемой в хозяйственных целях;
- «п» - для холодного водоснабжения;
- «х» - для сред, относящихся к категории химически агрессивных;
- «с» - для остальных сред.
Слой внутреннего покрытия, выполняющего защитные функции, может иметь толщину в диапазоне 0,5 – 3 миллиметра. Эта величина напрямую зависит от типа покрытия и транспортируемой среды.
Участки стеклопластикового трубопровода могут соединяться между собой четырьмя способами.
Быстрая и качественная сборка труб и фитингов из стеклопластика обеспечивается при использовании раструбно-шипового соединения с двумя уплотнительными элементами круглого сечения, которые устанавливаются в параллельные окружные канавки, расположенные на шиповой законцовке. Кольцевые уплотнения надежно обеспечивают герметичность стыка труб как в напорных, так и в безнапорных системах. В зависимости от свойств транспортируемой жидкости для изготовления уплотнительных колец применяют резиновые смеси разных марок. Широкое применение находят раструбно-шиповые соединения, оснащенные, помимо двойного кольцевого уплотнения, специальным стопорным элементом, который монтируется через отверстие, имеющееся в раструбе, в кольцевые пазы на раструбной и шиповой законцовках. Его функция заключается в недопущении осевого перемещения составляющих трубопровода относительно друг друга.
Фланцевое соединение применяют в случае необходимости соединения стеклопластиковых деталей с металлической арматурой и трубами.
Еще один вариант – клеевое стыковое соединение, выполняемое посредством нанесения слой за слоем на гладкие законцовки участков труб армирующих стекломатериалов, которые заранее тщательно пропитываются полиэфирным связующим материалом «холодного» отверждения. Соединение этого типа, в отличие от трех других, не подлежит разборке.